Учитель: Колесник
А.Л.
Тип: факультативное занятие
Цели:
Ø
формирование навыков правильного выделения проблем исходного
художественного текста и обучение комментированию;
Ø
выработка навыков определения и формулирования проблемы
текста, авторской позиции, собственной позиции;
Ø
дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и
языковой компетентностей.
По отношению каждого человекак своему языку можно совершенноточно судить не только о его культурномуровне, но и о его гражданской ценности.
К. Г. Паустовский
I.
Вступительное
слово учителя. 1 мин.
Сегодня
у нас очередной урок развития речи, на котором мы не только повторим изученный
ранее материал, но и продолжим нашу работу со Словом. А начнём урок с того, что
прочитаем эпиграф.
II. Постановка целей урока. 2-3
мин.
Сегодня нам предстоит
познакомиться со статьей языковеда В.Г.
Костомарова и проанализировать её, то есть сделать
комплексный анализ текста.
-
Какие задачи нам предстоит решить на уроке? (Определить
проблему текста и авторскую позицию, привести собственные аргументы)
-
С чего начинается работа
над сочинением-рассуждением? (С выявления проблемы текста).
-
Как вы думаете, что такое
проблема? комментарий? ( Учащиеся дают определение, используя памятки).
-
Каковы способы ее выявления? (Обращение к памятке).
III. Комплексный анализ текста. 15-17 минут.
1.
Работа с исходным текстом.
Учитель:
Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий,
что он, говоря словами М.Горького, «неисчерпаемо богат и все обогащается с
быстротой поражающей».
Активное
слушание и выполнение задания:
Найти ключевые слова, в которых, на
ваш взгляд, заключена основная мысль текста. (Ключевые слова в тексте подчеркиваются или выделяются)
Беседа по тексту.
1.О чем говориться в тексте?
2.Зачем автор написал его?
3.Определить стиль текста? Обосновать
свои ответы (свое мнение).
3. Давайте ещё раз
прочитаем внимательно текст и определим основную проблему.
Статья
известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим,
а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их
оценку.
–
Определите проблему данного текста. (Сложность выявления проблемы заключается в
том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем).
Я
предлагаю вам несколько проблем, попробуйте найти те, которые автор поднимает в этом
тексте. (Приложение 2)
Ø
Засорение языка жаргонными словами – серьезная проблема.
Ø
Изменение языка и его
причины.
Ø
Меры по преодолению
негативных процессов, связанных с использованием языка.
Ø
Современному человеку
безразлично, что он говорит, какие слова использует.
Ø
Процессы, происходящие в современном русском языке.
Ø
Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать
совершенно новый язык.
«Месиво проблем» - на доске выведены
проблемы, ученики должны найти те, которые
истинные.
(Их три. Но комментировать
будем одну!) Выводятся на доску.
Вот
основные проблемы, которые ставит языковед Костомаров в своей статье. Основные
проблемы:
-
изменение языка и его
причины;
-
процессы, происходящие в современном русском языке;
-
меры по преодолению
негативных процессов, связанных с использованием языка;
Будем говорить о первой
проблеме.
-
Какая это проблема? Дадим ей
определение и аргументируем свой выбор.
-
(Социальная, актуальная, общественно значимая, острая, важная, главная
и т.д.).
-
радиционна она или нова?
-
Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной
проблеме?
-
На что нацелила нас, читателей,
данная проблема?
(глубоко
задуматься…, по-иному посмотреть на …, переосмыслить своё отношение к …,
заняться самовоспитанием, испытать потребность в чём-то…)
-
Как характеризует автора выбор
данной проблемы? ( Настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек
активной жизненной позиции).
4.Определение позиции автора и способа её выражения.
Какова же авторская позиция по
поднятой им проблеме?
ля того чтобы выяснить авторскую
позицию, обратимся к тексту и найдем те предложения, которые её доказывают. Зачитайте предложения.
Авторская
позиция:
1) язык не может не изменяться, но это изменение
должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации
языка;
2) в современном русском языке происходят слишком
быстрые и, главное, чаще ненужные изменения;
3) специальный закон о языке не сможет изменить
состояние дела, так как проблема коренится в болезнях общества;
4) язык отражает состояние общества, поэтому все
негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе.
IV. Самостоятельная работа учащихся
в группах по созданию собственного микротекста с выявлением проблемы и
комментарием к ней по предложенному тексту. (12-15)
-
Предлагаю вам объединиться в группы и создать микротекст на
рабочем листе. Используйте памятки.
Используются рабочие
листы. Приложение 3.
-
Сформулируйте собственную
позицию, приведите свои аргументы, используя высказывания великих людей о русском языке,
попробуйте предложить свои пути решения этой проблемы в обществе. ( Из домашнего
задания).
V. Рефлексия. 10-12
минут.
1. Творческий отчёт каждой группы
Группа представляет рабочий лист, на
котором написан вариант сочинения-рассуждения. Остальные учащиеся оценивают
работу одноклассников.
2. Обобщение.
Во время активного слушания составьте
“гроздь” высказываний по теме (концентрация знаний) “Проблемы современного
состояния русского языка”.(3-4 высказывания)
Учащиеся записывают на доске и соотносят с теми,
которые предложил учитель.
Примеры: Проблемы современного
состояния русского языка.
Обеднение языка. Засорения языка.
Сужение словарного запаса. Недостаточное
знание языка. Недостаточное использование богатства русского языка.
VI. Домашнее
задание: написать сочинение-рассуждение
по тексту.
Подведение итогов урока. (Если работа
не закончена, дается домашнее задание по созданию микротекста).
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Немає коментарів:
Дописати коментар