вторник, 20 октября 2015 г.

Русский язык – 10 класс Тема: «Комплексный анализ текста». (Обучение написанию сочинения-рассуждения)

Учитель: Колесник А.Л.
Тип: факультативное занятие
Цели:
Ø    формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;
Ø    выработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской позиции, собственной позиции;
Ø    дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей.

По отношению каждого человекак своему языку можно совершенноточно судить не только о его культурномуровне, но и о его гражданской ценности.

К. Г. Паустовский

I.      Вступительное слово учителя. 1 мин.
Сегодня у нас очередной урок развития речи, на котором мы не только повторим изученный ранее материал, но и продолжим нашу работу со Словом. А начнём урок с того, что прочитаем эпиграф.

II. Постановка целей урока. 2-3 мин.
Сегодня нам предстоит познакомиться со статьей языковеда В.Г. Костомарова  и  проанализировать её, то есть сделать комплексный анализ текста.
-                   Какие задачи нам предстоит решить на уроке? (Определить проблему  текста и авторскую  позицию, привести  собственные аргументы)
-                   С чего начинается работа над сочинением-рассуждением? (С выявления проблемы текста).
-                   Как вы думаете, что такое проблема? комментарий? ( Учащиеся дают определение, используя памятки).
-                   Каковы способы ее выявления? (Обращение к памятке).


III. Комплексный анализ текста. 15-17 минут.
1.                Работа с исходным текстом.
Учитель:
Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, «неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».

2.     Чтение текста учителем. (Приложение 1)
Активное слушание и выполнение задания:
Найти ключевые слова, в которых, на ваш взгляд, заключена основная мысль текста. (Ключевые слова в тексте подчеркиваются или выделяются)

Беседа по тексту.
1.О чем говориться в тексте?
2.Зачем автор написал его?
3.Определить стиль текста? Обосновать свои ответы (свое мнение).

3. Давайте ещё раз прочитаем внимательно текст и определим основную проблему.
Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку.
– Определите проблему данного текста. (Сложность выявления проблемы заключается в том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем).
Я предлагаю вам несколько проблем, попробуйте  найти те, которые автор поднимает в этом тексте. (Приложение 2)
Ø    Засорение языка жаргонными словами – серьезная проблема.
Ø    Изменение языка и его причины.
Ø    Меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка.
Ø    Современному человеку безразлично, что он говорит, какие слова использует.
Ø    Процессы,  происходящие в современном русском языке.
Ø    Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.
«Месиво проблем» - на доске выведены проблемы, ученики должны найти те, которые  истинные.
(Их три. Но комментировать будем одну!)  Выводятся на доску.
Вот основные проблемы, которые ставит языковед Костомаров в своей статье. Основные проблемы:
-                   изменение языка и его причины;
-                   процессы,  происходящие в современном русском языке;
-                   меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка;
Будем говорить о первой проблеме.
-                   Какая это проблема? Дадим ей определение и аргументируем свой выбор.
-                   (Социальная,  актуальная,   общественно значимая, острая, важная, главная и т.д.).
-                   радиционна она или нова?
-                   Как удалось  автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
-                   На что нацелила нас, читателей, данная проблема?
(глубоко задуматься…, по-иному посмотреть на …, переосмыслить своё отношение к …, заняться самовоспитанием, испытать потребность в чём-то…)
-                   Как характеризует автора выбор данной проблемы? ( Настоящий гражданин своего Отечества,  не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции).

4.Определение позиции автора и способа её выражения.
Какова же авторская позиция по поднятой им проблеме?
ля того чтобы выяснить авторскую позицию, обратимся к тексту и найдем те предложения,  которые  её доказывают.   Зачитайте предложения.
Авторская позиция:
1)  язык не может не изменяться, но это изменение должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации языка;
2)  в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения;
3)  специальный закон о языке не сможет изменить состояние дела, так как проблема коренится в болезнях общества;
4)  язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе.

IV. Самостоятельная работа учащихся в группах по созданию собственного микротекста с выявлением проблемы и комментарием к ней по предложенному тексту. (12-15)
-                     Предлагаю вам объединиться в группы и создать микротекст на рабочем листе. Используйте памятки.
Используются рабочие листы. Приложение 3.
-                     Сформулируйте собственную позицию, приведите свои аргументы, используя высказывания великих людей о русском языке, попробуйте предложить свои пути решения этой проблемы в обществе. ( Из домашнего задания).

V. Рефлексия. 10-12 минут.
1. Творческий отчёт каждой группы
Группа представляет рабочий лист, на котором написан вариант сочинения-рассуждения. Остальные учащиеся оценивают работу одноклассников.
2. Обобщение.
Во время активного слушания составьте “гроздь” высказываний по теме (концентрация знаний) “Проблемы современного состояния русского языка”.(3-4 высказывания)
Учащиеся  записывают на доске и соотносят с теми, которые предложил учитель.
Примеры: Проблемы современного состояния русского языка.
Обеднение языка. Засорения языка. Сужение словарного запаса.  Недостаточное знание языка. Недостаточное использование богатства русского языка.

VI. Домашнее задание:  написать сочинение-рассуждение по тексту.
Подведение итогов урока. (Если работа не закончена, дается домашнее задание по созданию микротекста).

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий